ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического
мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают
на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на
неокрепшее детское сознание.
В качестве «трансляторов» информации выступают, в том числе,
мультипликационные и художественные фильмы, прозаические и
поэтические художественные произведения, музыкальные произведения и
видеоклипы к ним, компьютерные игры, социальные сети и т.п.,
неограниченный доступ к которым открывает Интернет.
Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда
содержит опасный контент, который способствует интеллектуальному
развращению ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов
поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том
числе к суициду.
Таким образом, современным родителям с целью предупреждения
суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику
информационной среды, в которой развивается ребенок, а следовательно,
постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть
странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких группах он
состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его
интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую
музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.п.
При этом, обязательным и неизменным условием предупреждения
деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и
постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами
и вашими детьми.
Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в
интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п.,
сохранять контакт со своим ребенком – важным является постоянное
общение с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в
отделении от родителей.
Следует:
- разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его
волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать
правилом в вашей семье;
- с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым,
даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это
несущественным, не стоящим внимания. Помните, что в детское восприятие
отличается от восприятия взрослого человека;
- обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.
Узнайте, к чему ваш ребенок стремиться, что хочет, кем себя видит, как он
намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить
реалистичный и последовательный план действий – ребенку важно знать, что
вы верите в него;
- беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для
осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое
любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень
волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни
ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь
делиться собственным опытом, собственными размышлениями.
Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи
родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне;
- помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором
жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни
ценность хороших оценок или карьеры и т.п., не смогут заменить. Важно
научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в
жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить
любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное
мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с
неизбежно возникающими трудностями;
- формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения
также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том,
как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно
пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных
силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к
тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные
неудачи;
- разбираться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток
может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать
проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша
любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для
этого возраста формы их проявления;
- избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его
неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения
свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию
или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В
подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является
заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени
на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает
протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и
его;
- найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка.
Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней
обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.
Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно
предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и
руководстве;
вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким-
то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной
или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки,
которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в
следующих ситуациях:
- при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;
- при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;
- при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);
- при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности
социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния,
признания сверстников и т.п.);
- при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты,
проявление насилия в отношении ребенка);
- при резком изменение социального окружения (в результате смены места
жительства, места учебы и др.).
Тревожными сигналами являются:
-прямое или косвенно выражение желания умереть или убить себя, а также
высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок
пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о
том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не говорит об
этом, является ошибочным;
-рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может
привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;
-резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом,
утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление
желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих
ребенку вещей;
- появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот,
чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости,
бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;
-изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении
длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения,
«беспричинные» слезы;
-внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в
школе, прогулы, нарушения дисциплины;
-наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди
значимых взрослых или сверстников, кумиров.
Что делать?
Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь
поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать
вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если
ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его
настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не
чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным
в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и
«какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку
достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его
готовность к суициду снижается. При этом, не следует забывать, что ребенок,
почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем
же мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его
в одиночестве. Поддерживайте ребенка, будьте последовательны и
настойчивы.
Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому)психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно
поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка.
Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь,
психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно
справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.
Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям!
Любите и берегите их!
|