| ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  В силу психолого-возрастных особенностей, отсутствия критического  мышления, интеллектуальной незащищенности дети напрямую испытывают  на себе влияние информации, выливающейся в огромных объемах на  неокрепшее детское сознание.  В качестве «трансляторов» информации выступают, в том числе,  мультипликационные и художественные фильмы, прозаические и  поэтические художественные произведения, музыкальные произведения и  видеоклипы к ним, компьютерные игры, социальные сети и т.п.,  неограниченный доступ к которым открывает Интернет.  Помимо полезного контента окружающая детей информационная среда  содержит опасный контент, который способствует интеллектуальному  развращению ребенка, усвоению им социально неприемлемых образцов  поведения, культивирует готовность к деструктивным практикам, в том  числе к суициду.  Таким образом, современным родителям с целью предупреждения  суицидального поведения в первую очередь следует учитывать специфику  информационной среды, в которой развивается ребенок, а следовательно,  постоянно интересоваться тем, в каких социальных сетях у ребенка есть  странички, каким из них он уделяет больше внимания, в каких группах он  состоит, на какие паблики подписан, какие темы для обсуждения его  интересуют в большей мере, какую литературу ребенок читает, какую  музыку слушает, какие фильмы смотрит, в какие игры играет и т.п.  При этом, обязательным и неизменным условием предупреждения  деструктивного или опасного поведения детей остается формирование и  постоянное поддержание доверительных, открытых отношений между вами  и вашими детьми.  Необходимо при любых обстоятельствах, несмотря на разницу в  интересах, предпочтениях, вкусах, манере говорить, одеваться и т.п.,  сохранять контакт со своим ребенком – важным является постоянное  общение с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в  отделении от родителей.  Следует:  - разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни, что его  волнует, радует, огорчает. Ежедневное общение с ребенком должно стать  правилом в вашей семье;  - с уважением относиться к тому, что кажется ему важным и значимым,  даже если с высоты вашего возраста и опыта вы считаете это  несущественным, не стоящим внимания. Помните, что в детское восприятие  отличается от восприятия взрослого человека;  - обсуждать планы ребенка на ближайшее и отдаленное будущее.  Узнайте, к чему ваш ребенок стремиться, что хочет, кем себя видит, как он  намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить  реалистичный и последовательный план действий – ребенку важно знать, что  вы верите в него;  - беседовать с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для  осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое  любовь, дружба, предательство и другие понятия? Эти темы очень  волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни  ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь  делиться собственным опытом, собственными размышлениями.  Доверительная беседа на равных всегда более эффективна, чем монологи  родителей о том, что хорошо, а что плохо в менторском тоне;  - помогать ребенку выстраивать свой ценностный мир, в котором  жизнь – сама по себе ценность, которую ни ценность социального успеха, ни  ценность хороших оценок или карьеры и т.п., не смогут заменить. Важно  научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в  жизни: природы, общения с людьми, познания мира. Лучший способ привить  любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное  мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с  неизбежно возникающими трудностями;  - формировать у ребенка понимание того, что опыт поражения  также важен, как и опыт достижения успеха. Рассказывайте чаще о том,  как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно  пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных  силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порой приводит к  тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные  неудачи;  - разбираться, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток  может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать  проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша  любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для  этого возраста формы их проявления;  - избегать авторитарного стиля воспитания подростков в силу его  неэффективности и даже опасности. Чрезмерные запреты, ограничения  свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию  или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В  подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является  заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени  на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает  протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и  его;  - найти разумный баланс между свободой и несвободой ребенка.  Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней  обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.  Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно  предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и  руководстве;  вовремя обратиться к специалисту, если поймете, что вам по каким- то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной  или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки,  которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.  Особое внимание по отношению к ребенку необходимо проявлять в  следующих ситуациях:  - при ссоре или остром конфликте со значимыми взрослыми;  - при безответной влюбленности или разрыве романтических отношений;  - при отвержении сверстниками, травле (в том числе в социальных сетях);  - при личной неудаче подростка на фоне высокой значимости и ценности  социального успеха (высоких отметок, материального благосостояния,  признания сверстников и т.п.);  - при нестабильной семейной ситуации (развод родителей, конфликты,  проявление насилия в отношении ребенка);  - при резком изменение социального окружения (в результате смены места  жительства, места учебы и др.).  Тревожными сигналами являются:  -прямое или косвенно выражение желания умереть или убить себя, а также  высказывания о нежелании продолжать жизнь. Таким образом, ребенок  пытается привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Суждение о  том, что человек, решившийся на самоубийство, никому не говорит об  этом, является ошибочным;  -рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может  привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;  -резкое изменение поведения: пренебрежение своим внешним видом,  утрата интереса к любимым занятиям, апатия, безволие, появление  желания уединиться, отдаление от близких людей, раздаривание дорогих  ребенку вещей;  - появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот,  чрезмерное потребление пищи, постоянное ощущение слабости,  бессонница либо чрезмерная сонливость, кошмары во сне;  -изменение эмоционального фона: подавленное настроение на протяжении  длительного времени, раздражительность, резкие перепады настроения,  «беспричинные» слезы;  -внезапное снижение успеваемости и рассеянность, плохое поведение в  школе, прогулы, нарушения дисциплины;  -наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди  значимых взрослых или сверстников, кумиров.  Что делать?  Если вы заметили указанные признаки, в первую очередь постарайтесь  поговорить с ребенком «по душам». Важно помнить, что напрямую задавать  вопросы о желании совершить суицид следует только в том случае, если  ребенок сам затронул эту тему. Попытайтесь выяснить, чем обусловлено его  настроение, поведение, реакция, что его волнует в данный момент, не  чувствует ли он себя одиноким, никому не нужным, несчастным, загнанным  в ловушку, должником. Обязательно следует выяснить, «какова причина» и  «какова цель» совершаемого ребенком действия. Чаще всего ребенку  достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его  готовность к суициду снижается. При этом, не следует забывать, что ребенок,  почувствовав облегчение после беседы, вскоре может опять вернуться к тем  же мыслям. Поэтому даже после успешного разговора важно не оставлять его  в одиночестве. Поддерживайте ребенка, будьте последовательны и  настойчивы.  Не бойтесь обращаться к специалистам – детскому (подростковому)психологу или детскому (подростковому) психиатру. Такое обращение не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Оно  поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка.  Как правило, дети и подростки, покушающиеся на свою жизнь,  психически здоровы, просто оказались в сложной ситуации, с которой трудно  справиться самостоятельно, без помощи родителей и специалистов.  Будьте внимательны и тактичны по отношению к своим детям!  Любите и берегите их!   |