Кадетское образование. Нам 10 лет! Вот уже десятый год в Государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова" функционируют кадетские классы. В настоящее время у нас 6 кадетских классов, в которых обучаются мальчики и девочки. Кадеты живут по распорядку дня, который приближён к типовому распорядку кадетских корпусов. Начиная с подъёма и до отбоя, действуют строгие законы режима: физзарядка, уборка, утренний смотр, строевые занятия, завтрак, обед, ужин, личное время, прогулки, досуг, просветительная работа, вечерняя поверка.День начинается с утреннего смотра, где командиры отделений проверяют состояние внешнего вида, кадетской формы, указывают на недостатки и следят за их устранением. Вечерняя поверка с подведением итогов даёт возможность кадетам оценить свои поступки, уметь критически подходить к своей личности, адекватно реагировать на критику товарищей. Большое внимание уделяется работе органов кадетского самоуправления, построенного по образцу лучших традиций донского казачества. Важную роль в этом направлении играют командиры отделений, которые выполняют контролирующие функции: в подготовке личного состава к урокам, работе на уроках, подготовке домашнего задания. Офицеры – воспитатели следят за четкостью выполнения команд, отрабатывают грамотность сдачи рапортов, военную выправку. В кадетских классах введены обязательные занятия дополнительного образования: строевая подготовка, «Военная топография», Уставы Вооруженных сил, стрелковая подготовка, медицинская подготовка, физическая подготовка. Строевая подготовка располагает большими воспитательными возможностями: в процессе обучения обращению с оружием воспитывается ответственность перед собой и окружающими за свои поступки, формируются умения действовать в экстремальной ситуации. Задача этого курса – подготовить ребят к адаптации в армейских условиях, откорректировать дефекты в осанке, возникающие за время обучения в школе. Занятия по курсу «Военная топография» проходят с целью изучения местности как элемента боевой обстановки, изучение рельефа, ориентирования и определения расстояний на карте.
Занятия по курсу «Уставы Вооруженных сил» проводятся с целью ознакомления с Уставом Вооруженных сил РФ, Уставом школы, где кадеты знакомятся с общими обязанностями и правилами поведения, изучают Кодекс кадетской чести. Медицинская подготовка проводиться с целью привития кадетам потребности в постоянном выполнении в повседневной жизни санитарно-гигиенических норм - как важнейшее условие сохранения здоровья, оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах и т.д. Стрелковая подготовка вырабатывает выносливость, умение обращаться с оружием. Физическая подготовка позволяет сформировать у подростков истинно мужские качества: образцовый внешний вид, ловкость, выносливость, подготовить будущих защитников Отечества, закалённых физически и морально. Воспитательный процесс в кадетских классах направлен в первую очередь на то, чтобы преодолеть детскую агрессивность, отучить от вредных привычек, сплотить их на высоких духовных идеалах, привить любовь к Родине, воспитать такие качества, как честь и доброта, уважение к женщине и старости, готовность защитить слабого и способность преодолевать трудности. Важным механизмом реализации кадетского компонента является воспитательный процесс, который реализуется по основным направлениям:
Для осуществления основной цели подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поприще в школе-интернате имеются все необходимые условия. Главным гарантом достижения поставленных целей можно считать, прежде всего, творческий, целеустремлённо работающий, педагогически и методически подкованный коллектив педагогов. Для офицеров – воспитателей, работающих в кадетских классах, у которых нет специального педагогического образования, проводятся заседания методического объединения, семинары по вопросам теории и практики воспитательной работы с детьми. Учебный процесс в кадетских классах ориентирован на воспитание у каждого кадета чувства любви к своей Родине – России, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта. Этому подчинены каждый урок и каждое занятие, как по учебным предметам, так и в системе дополнительного образования. Когда учитель заходит в класс подаётся команда: «Встать! Смирно!» Младший командир взвода по-военному чётким голосом докладывает учителю о готовности кадетов к уроку. Даже этот маленький элемент распорядка имеет воспитательное значение. Кадеты подготавливаются, настраиваются на серьёзную работу во время урока. Опытные учителя умело связывают тему урока по любому предмету с военной, патриотической, культурной тематикой. В учебный процесс введены уроки по изучению христианской культуры, истории казачества, хореографии. Уроки по изучению христианской культуры преследует цель не просто расширить эрудицию учеников, их задача состоит в том, чтобы помочь ребятам осознать живые законы нравственности, научит сверять по ним своё поведение, привить традиционное чувство любви к Отечеству, к его культурному и духовному наследию. Изучая историю казачества, кадеты узнают уклад жизни, быт казаков, усваивают лексику общения казаков Хопёрского края. А в этом помогает, созданный силами педагогов и воспитанников, школьный казачий музей. За годы работы кадетских классов у нас появились свои традиции: «Линейка Памяти», «Посвящение в кадеты», «Смотр строевой подготовки», «Военно-полевой выход», Рождественская ёлка, «Кадетский праздник». Основная часть военно-патриотического воспитания ориентирована на формирование у воспитанников глубокого патриотического сознания, идей служению Отечеству и его вооруженной защите. В настоящее время это направление особенно актуально, поэтому поле деятельности для педагогов огромно. Кадеты регулярно посещают воинскую часть, среди кадетских классов проводятся военно-спортивные игры «Тропой генерала», «Зарница», «К службе готов», воспитанники школы-интерната знакомятся с историей возрождения кадетских корпусов, с их традициями. Особенное место в воспитании катетов занимают «Уроки мужества», в ходе которых перед ними выступают ветераны войны, вооруженных сил, заслуженные и любимые поэты, писатели-краеведы и казаки. Это позволяет воссоздать образ казака, народа-победителя, что является хорошим примером для формирования у детей прекрасных черт русского характера: мужества, стойкости, героизма, патриотизма. Ведется краеведческая и поисково-исследовательская работа для пополнения фондов студии: «Боевой и Воинской славы», «Малая Родина», где проходят экскурсии, встречи с участниками ВОВ. Создание студии «Малая Родина» стало хорошей базой для изучения регионального компонента. Там функционирует постоянная выставка «Урюпинск – городок, станица». В студии прошли беседы и литературно-музыкальные композиции «Что такое Малая Родина?», «Почему человек любит свою Родину?», «Родной край – частица Родины». Проведены экскурсии по улицам города, в краеведческий музей. Дети познакомились с произведениями местных поэтов Л.Фастуновым, В.Станевской, Ю.Сухоруковой. Изучая военную летопись, провели беседы «Урюпинские станичники». Прошли встречи с фотокорреспондентомЗазулиным Ю.П., в домашнем архиве, которого хранится история Урюпинска в фотоснимках разных лет, с участниками афганской войны «Казачья доблесть». Формирование целостного представления об историческом, этническом, природном и хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни – вот тот ориентир, которому мы следовали при создании студии. Здесь преломляются исторические пути человечества с их социальным и нравственным опытом. В работе с кадетами используются и такие формы гражданско-патриотической работы, как проведение «Недели боевой Славы», и «Месячника гражданско-патриотического воспитания», «Дня памяти павших», общешкольные классные часы с военной тематикой. Коллектив школы-интерната работает в тесном сотрудничестве с правлением Хопёрского округа. У кадетов часто бывают в гостях члены правления – Попов Г.Н., Агуреев В.Н., Карев В.Н., Нистратов В.В. Воспитанники встречаются и с городским атаманом. Казаки прививают ребятам не только законную гордость за Отечество, его лучших сынов, но и уважительное отношение к старшим, почитание родителей, чувство собственного достоинства, осознание того, что они являются наследниками и продолжателями славных дел. Ежегодно разрабатывается и осуществляется план совместной работы с правлением Хопёрского округа и казаки принимают активное участие в воспитании кадетов. Они познакомили ребят с организацией и управлением казачьей общины, с казачьими заповедями, подарили флаг, герб, войска Донского, книги о казачестве. Встречи с представителями местного казачества помогают воспитывать чувство гордости и любви к малой Родине. Ведется поисковая работа по темам: «Судьбы людские», «Станица». Ребята каждого класса ведут свою страничку истории, поиск интересных материалов, фотографий, экспонатов для школьного музея. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению народу. Воспитанники кадетских классов изучают символы государства, флаги, знакомятся с государственным управлением России, понятием о гражданском долге. В каждом классе оформлены уголки «Символы России». Казаки и вера – понятие неразделимое, поэтому у кадетов часто проходят встречи с Отцом Сергием, настоятелем Храма Сергия Радонежского. Наши кадеты не раз несли службу в Покровском храме во время церковных праздников. Особенно запомнилась служба по убиенным казакам в годы репрессий – торжественная и величественная. Воспитанники приобщаются к системе культурных ценностей, посещая и студию «Малая Третьяковка». В доступной для детей форме руководитель Овсянникова З.Х. с экскурсоводами – детьми знакомит воспитанников различных классов с местными художниками и их творчеством. Прошли выставки И.И. Машкова, В.И. Полигурского (бывшего воспитанника школы-интернат), Н.А. Матасова, экскурсии «Художник – воин, художник – путешественник» к 165-летию В.В. Верещагина, «Разное время года в произведениях художников», «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься» по творчеству А.А. Пластова. Дети пишут отзывы, рисуют свои рисунки – впечатления. По инициативе директора школы Филатова Н.М. была открыта «Литературнаястудия», где проходят викторины, конкурсы стихов, встречи с известными людьми нашего города. Воспитанники приобщаются к системе культурных ценностей также через посещение различных кружков: «Духовой оркестр», «Вокальная группа», декоративно-прикладного искусства, вязания из пуха, хореография. В 2006 году на базе школы-интерната был проведен слёт кадетов и учащихся казачьих школ Хопёрского округа. В июне 2007 года в соответствии с постановление Главы Администрации Волгоградской области школе было присвоено имя земляка генерал-лейтенанта С.И. Горшкова. По этому поводу были проведены тематические классные часы, торжественная линейка. Осенью этого года состоялась встреча с дочерью генерал-лейтенанта С.С. Горшковой. Творческой поисковой группой оформлены альбомы «Биография С.И. Горшкова», «Жизни и подвиг С.И. Горшкова». Летом 2008 года концерн «Шелл» стал партнером администрации Волгоградской области и посольства Великобритании в России в организации поездки воспитанников кадетских корпусов Волгоградской области в Ковентри, английский город – побратим Волгограда. Наши лучшие кадеты были удостоены чести побывать в летнем лагере Южного сектора армейских кадетских сил Великобритании. Весной этого же года группа воспитанников являлась участниками VII Всероссийского слета кадетских корпусах Российской Федерации во Всероссийском детском лагере «Орлёнок», Где показали хорошую военную и спортивную подготовку, были награждены грамотами и ценными призами. Команда воспитанников кадетских классов являются неоднократными участниками и победителями городской военно-патриотической игры «Зарница», в дальнейшем представляла наш город на областных соревнованиях, где с честью вошла в число шести самых сильных команд нашей области, заняла призовые места в трех номинациях. Особенное значение в кадетской жизни имеет военно-полевой выход. Цель его – отработать на практике знания, полученные на занятиях дополнительного образования, как настоящие солдаты, воспитанники стреляли из винтовки по мишеням, учились рыть окопы, бегали километровый кросс. Медицинскую подготовку кадеты выполняли на «отлично» (накладывание шин, транспортировка раненых). Все кадеты показали хорошую физическую подготовку, умение выдерживать серьёзные физические нагрузки и применять на практике полученные знания. У мальчишек появилось желание быть лучше, они с гордостью носят форму кадета, появилось чувство долга, ответственности, чувств собственного достоинства. За время эксперимента разработаны методические рекомендации по строевой подготовке (офицер – воспитатель Коротков С.Н.) соблюдение уставных требований по проведению самоподготовки (ст. воспитатель Воскресенская В.М.); смотр строевой подготовки (Коротков С.Н.), организация и проведение полевого выхода (офицеры-воспитатели), разработаны сценарии кадетских праздников; «Рождественская ёлка», «Посвящение в кадеты», «Кадетский праздник», «Военно-полевой выход». Опора в учебно-воспитательной работе на кадетскую общественность, на мнение, интересы и запросы каждого кадета – одно из главных условий успеха процесса воспитания. Именно в кадетской среде куются кадетское братство, общая культура, соблюдение этики в большом и малом, понимание каждым кадетом задач, стоящих перед ним конкретно и перед всеми классами в целом, стремление воспитанников внести своим личным трудом вклад в копилку хороших дел учреждения. Всё это каждодневно прививается до тех пор, пока стремление не перерастёт в потребность. Учитывая многовековую доблестную историю казачества России как великого коллективного патриота своей страны педагоги, офицеры-воспитатели кадетских классов активно используют этот дополнительный мощный стимул воспитания в повседневной практике. Учёба в кадетском классе связана у мальчишек с желанием приобщаться к казачьим традициям, приумножать славу казачества России. Сегодня это стремление пока реализуется у них в учёбе, высоких спортивных достижениях, культуре, глубоких знаниях истории своей страны и роли в неё казачества. |